Главная » 2011 » Июль » 10 » Золотая пора
|
Когда годы семейной жизни проходят в разлуке, редкие встречи не портишь ссорами по пустякам и недомолвками — каждый день, проведенный вместе, становится настоящим праздником», — рассказывают Вениамин Алексеевич и Мария Николаевна Лыковы. 28 января они отметили золотой юбилей своей свадьбы — торжественная запись в книге регистраций в ЗАГСе, поздравления, а дома — два фужера с шампанским за здоровье друг друга.
Долгие годы они жили в разлуке — теперь наверстывают упущенное время. «Скромно посидели вдвоем дома, звонила дочь из Дании, она там живет со своей семьей, поздравляли по телефону друзья. Совсем не так гуляли во времена нашей свадьбы», — вспоминает Вениамин Алексеевич с улыбкой.
Долгие проводы
Тогда гуляли в двух деревнях по нескольку дней — все по дедовским традициям. Сначала жених с родней и с тысяцким — тамадой — ехали выкупать невесту. В первый день гуляли в доме её родителей, полный дом гостей и зрителей, частушки и песни, смех да танцы до упаду. На второй день поехали в дом жениха — там молодую жену встречали да нахваливали новые родственники — молодая красавица, как лебедушка, да умница. Но и супруг молодой ей под стать — моряк в парадном кителе, выправкой и статью хоть куда! Будто созданы друг для друга.
Они учились в одной школе в Верховажском районе, хотя и жили в разных деревнях. «Тогда деревенские жили большей частью бедно, — вспоминает Мария Николаевна, — в нашей семье было пятеро детей, родители получали совсем мало, только корова и спасала». Лыковы жили в другой деревне — на лесопункте, там хоть и денег было побольше, но семье с шестью ребятишками их не хватало. Поэтому после окончания семилетки 14-летний паренек махнул в Архангельск в мореходную школу, а девушка уехала в Ленинград и поступила сначала в фельдшерскую школу, а затем в 1-й Ленинградский медицинский институт. Пока Мария оканчивала институт, Вениамин успел поработать кочегаром, машинистом котельной в Северном морском пароходстве и поступить в Архангельское мореходное училище, которое закончил с отличием. А в каникулы оба возвращались домой.
После Ленинграда Мария вернулась в Верховажье и работала в сельской больнице. «Хоть и роста невысокого, а голову высоко держала, — улыбается Вениамин Алексеевич, — вся тонкая, звонкая, а уже врач — за это её очень уважали». Но для замужества поставила Вениамину маленькое условие — чтоб дальше пошел учиться. «А он в это время уже и в первую «загранку» сходил, и на судне работал не один год, опыта набрался, — добавляет Мария Николаевна. — Поступил в Ленинградское высшее инженерно-морское училище им. адмирала Макарова. Тогда мы целых два года вместе жили в Ленинграде — я там же ординатуру заканчивала — прекрасное было время».
После ординатуры Марию Николаевну пригласили на работу в Вологодскую областную больницу, где она и проработала больше 30 лет сначала хирургом, потом на административной должности заместителя главного врача. Уже в Вологде родилась дочка Марина. «Сначала жили в одной комнате в административном корпусе больницы, потом дали первую квартиру, начали обустраиваться, и каждый раз мы с Мариной ждали папу из командировки», — вспоминает Мария Николаевна. Он в то время, уже после окончания высшего училища, вернулся в Мурманск, в морское пароходство. От 4-го механика на небольших судах дослужился до главного механика. Ходил немало лет на теплоходе «Донской», а в 1979 году сам принимал в Германии прямо с верфи «Адмирала Ушакова», на котором главным механиком ходил больше 16 лет.
Короткие встречи
Все было за эти годы. И походы в Арктику до самой Чукотки через белоснежные льды, и дальние теплые страны. Если показывать на карте мира места, где побывал Вениамин Алексеевич, то не один десяток булавок на отметки уйдет! Но как бы хороши ни были далекие сказочные страны, сердце все равно домой рвется, к своим девчонкам. «Месяцами не бывал я дома, зато и отпуск потом не один месяц, — рассказывает Вениамин Алексеевич, — за это время успевали не только к родственникам в Верховажье съездить, но и целое путешествие на своем автомобиле совершить — сколько мы тогда на нашей «Волге» наколесили, и подумать страшно. Где только не побывали, и в Прибалтике, и на Кавказе, и на юге. Один раз даже до Алма-Аты своим ходом доехали в гости к моему товарищу. Вокруг пески, пустыни, дорог почти нет — впечатлений всем троим хватило на долгие годы!»
«А потом мы с Маришкой опять вдвоем оставались, — говорит Мария Николаевна. — Но никогда я его не ревновала, в долгой разлуке не упрекала. Просто так сложилось, что вместе мы прожили почти столько же, сколько и врозь». Но и для самого Вениамина Алексеевича, ходившего по морям-океанам, дом оставался надежным тылом, в котором он был уверен на все сто.
Сошел на сушу Вениамин Алексеевич в 1995 году, а Мария Николаевна вышла на пенсию в 2002-м. У обоих звания, награды, дом да дача, чтобы скучать было некогда. Взрослая дочь, которая пошла по стопам матери и окончила в Ярославле медицинский институт, сейчас с мужем и двумя сыновьями живет в Дании. К ней Вениамин Алексеевич с супругой ездили не один раз — все там хорошо: и комфорт, и стабильность, да все равно домой тянет, в милую Вологду.
«В чем секрет долголетия в браке? — оба улыбаются. — Какой уж тут секрет, просто уважать нужно друг друга, заботиться друг о друге, понимать. И, конечно, с улыбкой жить, тогда и разлука не страшна».Газета "Премьер"
|
Просмотров: 679 |
Добавил: админ
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
Меню сайта
Н
Н
Корзина
Н Н
н н
Н
Н
|